Крылатая противокорабельная ракета П-70 «Аметист»

Дата: 13 Декабрь 2011 Рубрика: Противокорабельные ракетные комплексы Комментарии: Нет комментариев
«Яндекс.Такси» запустит сервис грузоперевозок
Новый сервис предоставит возможность заказать грузоперевозки по двум тарифам. Также можно будет использовать услугу грузчика. Первый тариф позволяет заказать легковой автомобиль (Citroen Berlingo и Lada Largus) с грузовым отсеком с общей грузоподъемностью не более 1 тонны. Во втором тарифе представлены малотоннажные фургоны с грузоподъемностью до 3,5 тонн, например, Citroen Jumper и «ГАЗель NEXT». Автомобили будут не старше 2008 года, сообщает «Коммерсантъ».
Также клиенты смогут заказать транспорт с грузчиками, но если водитель работает в одиночку, он не будет получать такие заказы. «Яндекс.Такси» обещает «специальные бонусы для некоторых партнеров и водителей», подключившихся к новому тарифу.


1 апреля 1959 года вышло Постановление СМ СССР № 363–170 о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом.

В состав разработчиков были включены:

ОКБ-52 ГКАТ – головной по ракете;
КБ-2 ГКАТ – маршевый и стартовый двигатели;
НИИ-6 ГКОТ – топливо для двигателей и боевая часть обычного типа;
ЦКБ-34 (главный конструктор Б. г. Бочков) – стартовые установки для подводных лодок проектов 661 и 670;
НИИ-49 (главный конструктор Б. А. Митрофанов) – системы управления ракетой;
НИИ-3 (главный конструктор Н. Н. Свиридов) – разработка комплекса гидроакустического вооружения «Рубин», обеспечивавшего обнаружение надводных кораблей и выдачу целеуказания для ракет «Аметист».

Эскизный проект «Аметиста» был закончен в 1959 году. Этап совместных испытаний проходил с марта 1965 года по сентябрь 1966 года Постановлением СМ от 3 июня 1968 года ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ, где ракета «Аметист» получила секретный индекс П-70 и несекретный – 4К66.

Первым носителем ракет «Аметист» должна была стать скоростная атомная подводная лодка проекта 661. Подводная лодка К-162 проекта 661 была заложена в Северодвинске 28 декабря 1963 года. Однако работы по ее достройке и испытаниям затянулись, и она вошла в строй лишь 31 декабря 1969 года. Подводная лодка проекта 661 создавалась для борьбы с авианосными соединениями противника. Скорость длительного подводного хода составляла 37–38 узлов, т. е. она шла быстрее авианосцев и кораблей охранения на 5–7 узлов. Десять ракет «Аметист» находились в контейнерах, размещенных в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса, наклонно к горизонту. В дальнейшем от серийной постройки лодок 661 проекта отказались, в первую очередь по той причине, что для выпуска всего боекомплекта требовалось произвести 2 раздельных залпа, интервал между которыми составлял около трех минут, что резко снижало эффективность ракетной атаки. Устранение этого недостатка ( выпуск всех десяти ракет в одном залпе) привели к необходимости коренным образом переделать систему удержания подлодки на стартовой глубине.

Следующее поколение подводных лодок, предназначенных для борьбы с авианосцами, – лодки проекта 670А – строились быстрее. Головная подводная лодка проекта 670А К-43 вступила в строй в 1967 году. Всего на заводе «Красное Сормово» было построено 10 лодок проекта 670А.

Ракетное вооружение ПЛ 670-го проекта – восемь ПКР «Аметист» – располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещенных в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5° к горизонту. В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами, а также шесть ракет с обычными БЧ. Стрельба ПКР могла выполняться двумя четырехракетными залпами с глубины до 30м при скорости лодки не более 5,5 узлов и волнении моря до 5 баллов.

Ракета «Аметист» была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло.

Старт производился с подводной лодки с глубины до 30 м из предварительно затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой сразу же после выхода из контейнера. Под водой срабатывали четыре стартовых двигателя и двигатели подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность включались четыре стартовых двигателя воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель. Полет происходил на высоте 50–60 м с дозвуковой скоростью, что затрудняло перехват ракеты средствами ПВО кораблей противника. «Аметист» проектировался для двух режимов дальности стрельбы: 40–60 км и 80 км. Небольшая дальность полёта позволила осуществлять целеуказание средствами самой лодки.

Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-66 весом около 1000 кг или специальной боевой частью.

Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а 4 стартовых двигателя подводного хода, 4 стартовых двигателя для воздушной траектории и 2 двигателя отброса – на обычном баллистическом порохе НМФ-2. Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Вес литьевого топлива марки ЛТС-2КМ составлял 1040 кг. При стрельбе на дистанцию 40–60 км маршевый двигатель работал около трех минут.

Система управления «Тор» была разработана НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности. «Аметист» имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу «выстрелил и забыл».

В состав системы управления входили:


автопилот;
радиовысотомер;
аналоговая вычислительная машина
радиолокационная головка самонаведения.

Система самонаведения сама выбирала цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов и геометрических признаков расположения целей в полученной радиолокационной картине, например место авианосца в авианосном ордере.

Пусковые установки для «Аметиста» были спроектированы ЦКБ-34, в их числе:

пусковая установка СМ-101 для плавучего стенда;

пусковая установка СМ-107 для переоборудованной опытной подводной лодки проекта 61ЗА;

пусковая установка СМ-97 для атомной подводной лодки проекта 661;

пусковая установка СМ-97А для атомной подводной лодки проекта 670А.

Изготовление пусковых установок велось на заводе № 232 «Большевик».

Наряду со многими достоинствами ракета «Аметист» обладала и недостатками. В первую очередь – это малая дальность стрельбы, а также недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Кроме того, ракета не была универсальной – пуск производился только с подводной лодки и только в погруженном положении.

Бросковые испытания проводились в августе-сентябре 1960 года. Первый этап летно-конструкторских испытаний включал в себя 10 пусков с притопленного стенда ПСА в Балаклаве. Первый пуск крылатой ракеты комплекса «Аметист» из подводного положения был произведен 24 июня 1961 года. До конца года было выполнено еще два пуска. В 1963–1964 годах на заводе № 444 подводная лодка С-229 была переоборудована по проекту 61ЗАД в носитель ракет «Аметист». В июле-декабре 1964 года с подводной лодки С-229 запущено 6 ракет, из которых 3 имели прямое попадание в цель, а 2 пуска были неудачными.

Этап совместных испытаний проходил на Черном море на подводной лодке проекта 61ЗА с марта 1965 года по сентябрь 1966 года. Всего сделано 13 пусков, испытания прошли «в основном успешно». В октябре-ноябре 1967 года на Северном флоте проводились контрольные летные испытания «Аметиста» с подводной лодки проекта 670А. Всего сделано 10 пусков. Из них 2 – одиночных, 2 – двухракетным залпом и 1 – четырехракетным залпом.

Подводная лодка К-43 с января 1988 года по 1991 год находилась в составе ВМФ Индии, при этом приблизительно год проведя в автономных плаваниях. Все учебные ракетные стрельбы завершились прямым попаданием в цель. 5 января 1991 г. срок аренды лодки истек. Индия прилагала настойчивые усилия для того, чтобы продлить лизинг и даже приобрести однотипную лодку. Однако под давлением США руководство России отказалось от планов продажи подлодок с атомными силовыми установками.

Поделиться новостью:


Обязательно посмотрите и эти записи:


Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

О сайте:
Добро пожаловать на ресурс "Танки и бронетехника". На сайте мы постараемся проанализировать историю войн с применением военной техники. В проекте представлены модели танков и бронетехники разных времен и периодов.
Самое свежее в блоге:
 

Советский танк Т-55 можно назвать одним из самых распространенных в мире, а в особенности в странах, не способных позволить себе покупку более современных машин....

 

Американская армия начала масштабную программу модернизации своей бронетехники. Вчера, 22 декабря, портал defensenews.com сообщил о том, что Минобороны США заказало...

 

Воздушно-десантные войска России в 2015 году планируют получить на вооружение первые беспилотные летательные аппараты ударного типа. Кроме того, в интересах ВДВ...

Свежие комментарии
  • Дмитрий: Отличное исторический выпуск, хорошая подача и много информации. Буду ждать еще =)
  • Антон: Интересно как будут реализованы танки, как английские, так и немецкие. В конце видео был момент, когда за Марк...
  • Сергей: И да очень интересно и познавательно как будто на какой-то исторический канал зашёл

ИС-2 самый грозный советский танк Великой Отечественной

Тяжёлый танк ИС-2 «Иосиф Сталин второй» имел наиболее мощное вооружение и бронирование среди всех советских танков, принявших участие в боях Великой Отечественной войны. По вооружению он превосходил любой вид танков Второй мировой войны.

Первые химические танки СССР

Официально начало работ по созданию химических танков было положено 28 августа 1931 г. Приказом начальника вооружений РККА «О системе химического вооружения… В ноябре 1931 г. СТО утвердил требования к химическому танку.

Фотографии современных боевых танков России
Наверх