Боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Молодец»

Дата: 1 Декабрь 2011 Рубрика: Стратегические ракетные комплексы Комментарии: Нет комментариев

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный. Головной разработчик — КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ — специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

В 1991 году НПО «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124–100.

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4).

Наименование по СНВ-1 — РС-22В, классификация по СНВ-1 — собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)

В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;

командный модуль в составе 7 вагонов;

вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;

два тепловоза ДМ-62.

В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны — вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

Ракета РТ-23УТТХ (см.схему) имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа «кокон» из композиционного материала. Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э. Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло — центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени — «Старт», третьей — АП-65. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй — отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.

Головная часть — разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и комплексом средств преодоления ПРО.

Ступень разведения боевых блоков — «толкающей» схемы, размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени — четырехкамерный ЖРД 15Д264, работающей на НДМГ и АТ.

На ракете 15Ж61 сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.

Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.

Система управления — инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.

Особенностью системы управления является решение ряда новых задач:

восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске;

реализация принципов терминального наведения;

использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень);

сопряжение с системой боевого управления «Сигнал-А».

Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

Пусковая установка 15П761 разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД’а. Вагон — пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1,5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные «разгрузочные» устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.

Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Гарантийный срок хранения ракеты 15 лет.

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г. Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

В 1988 г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»). В 1991 г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны («Сдвиг»). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) — на расстоянии 850 м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) — на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000 т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г. Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6–7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос. Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

По договору СНВ-2, Россия должны была снять с вооружения все ракеты «Молодец» до 2003 года. Однако, после одностороннего выхода США из договора по ПРО, Москва заявила о неактуальности этого соглашения.

Кроме того, ранее планировалось сократить и все ракетные дивизии — костромскую, красноярскую и пермскую, — оснащенные БЖРК, превратив их в базы хранения. Теперь будет оставлена на боевом дежурстве костромская дивизия, оснащенная железнодорожным комплексом РТ-23УТТХ.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) останутся в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) ориентировочно до 2010 года. Об этом заявил командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов.

Магазин оптических приборов «Четыре глаза», здесь вы можете купить телескоп, микроскоп, бинокль или иной оптический прибор, а также найдете интересные идеи подарков:
Поделиться новостью:

Обязательно посмотрите и эти записи:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

О сайте:
Добро пожаловать на ресурс "Танки и бронетехника". На сайте мы постараемся проанализировать историю войн с применением военной техники. В проекте представлены модели танков и бронетехники разных времен и периодов.
Самое свежее в блоге:
 

Американская армия начала масштабную программу модернизации своей бронетехники. Вчера, 22 декабря, портал defensenews.com сообщил о том, что Минобороны США заказало...

 

Воздушно-десантные войска России в 2015 году планируют получить на вооружение первые беспилотные летательные аппараты ударного типа. Кроме того, в интересах ВДВ...

 

Два пуска межконтинентальных баллистических ракет «Булава» произведет Минобороны России в 2014 году, сообщил РИА Новости заместитель министра обороны Юрий...

Свежие комментарии
  • Дмитрий: Отличное исторический выпуск, хорошая подача и много информации. Буду ждать еще =)
  • Антон: Интересно как будут реализованы танки, как английские, так и немецкие. В конце видео был момент, когда за Марк...
  • Сергей: И да очень интересно и познавательно как будто на какой-то исторический канал зашёл
  • Дмитрий: Вот это я понимаю! Какой был человек! Просто легенда. Так самоотверженно отстаивать свое творение.
  • Антон: Очень интересное видео,по больше бы таких! Для меня например огромная новость узнать,что внедрить 34-у стоило...
Фотографии современных боевых танков России
Мы вконтакте

ИС-2 («Иосиф Сталин второй») самый грозный советский танк Великой Отечественной

Тяжёлый танк ИС-2 («Иосиф Сталин второй») имел наиболее мощное вооружение и бронирование среди всех советских танков, принявших участие в боях Великой Отечественной войны. По вооружению он превосходил любой вид танков Второй мировой войны, за исключением советского же КВ-2. ИС-2 стал одним из символов Победы.

Наверх