КВ-1

Дата: 10 Март 2011 Рубрика: Самые известные модели танков Комментарии: Нет комментариев

Танк КВ-1 (Клим Ворошилов) — один из самых известных (по утверждению многих экспертов, этапных в мировом танкостроении) советских танков времен Второй мировой войны. Созданный в 1940 году, он сосредоточил в себе практически все новаторские достижения и передовые идеи своего времени, использованные до этого по отдельности: торсионную подвеску, хорошее противоснарядное бронирование, дизельный двигатель, а также превосходное многоцелевое орудие. Кроме того, компоновка, которая впоследствии получила название «классической» (четкое и последовательное разделение корпуса танка на отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное), впервые среди серийных советских танков была применена именно на КВ-1, что обеспечило машине более высокую степень защищенности и надежности.

Несмотря на то, что официальным годом создания танка является 1940, проектирование его началось еще в 1938 году, когда стало очевидно, что существующий на тот момент тяжелый танк Т-35 с его гигантскими размерами и большим количеством башен вряд ли может считаться суперсовременным и служить прототипом следующим моделям.

Танковые конструкторы предпринимали попытки отказаться от крупных габаритов, но ни в коем случае не рассматривали вопрос сокращения количества башен, которые многими воспринимались как символ могущества танка. Самое большее, на что решались танкостроители, — уменьшить количество башен до двух (СМК, Т-100), и лишь в качестве эксперимента конструктор А. С. Ермолаев (а затем Н. Л. Духов) попробовал создать танк с одной башней. Его оснастили дизельным двигателем, дали название КВ, и в августе 1939 года впервые изготовили на ленинградском Кировском заводе.

Что представлял собой новый танк? Броневой корпус танка был сварен из катаных броневых плит разной толщины с противоснарядной бронезащитой. Варианты башни могли быть разнообразны — литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закругленной нишей. Место для механика-водителя находилось в центре передней части бронекорпуса танка, слева от него размещался стрелок-радист, а в башне располагались три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир танка. Для посадки и высадки экипажа были предусмотрены два круглых люка в башне и на крыше корпуса, а также один аварийный — в днище. Танк оснащался механической трансмиссией, которая впоследствии, наравне с неудовлетворительной общей обзорностью танка, была признана его самым уязвимым и ненадежным местом. КВ-1 первоначально был оснащен 45-мм пушкой 20К, которая вскоре была заменена на пулемет ДТ, и пушкой Л-11, позднее замененной на орудие ЗиС-5.

Почти сразу же новым танкам представился случай испытать себя на поле боя. 17 декабря 1939 года в ходе Советско-финской войны танки КВ-1 приняли участие в прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Несмотря на то, что пушка Л-11, входящая в боевое оснащение танка, сразу же выявила свои слабые стороны в борьбе с ДОТами, первый экзамен был выдержан боевыми машинами отлично.

Итак, буквально после однодневного испытания, лучший на тот момент тяжелый танк мира КВ-1 был принят на вооружение, и на ленинградском Кировском заводе началось серийное его производство.

На пьедестал славы танк КВ-1 поставила Вторая мировая война. Первые бои с участием танка продемонстрировали его превосходное бронирование — ни немецкие пушки, ни противотанковая артиллерия не способны были нанести ему вред, за что он и получил в германской армии неофициальное прозвище «Призрак».

Однако недостаточная «обкатанность» танка и слишком скорые сроки введения его в боевые действия сыграли против КВ-1. Многие военные высказывали на счет танка противоречивые точки зрения, которые привели к общему разногласию в его оценке: танк одновременно и неуязвим и недостаточно надежен, он обладает хорошей проходимостью, но, тем не менее, недостаточно скор и маневрен, и, кроме того, настолько разрушает дорогу, что колесная техника наглухо увязает в развороченной земле. Даже пресловутая «вездеходность» танка вызывала споры в связи с тем, что КВ-1 недостаточно легко взбирался на крутые склоны, а также весьма проблематично преодолевал мосты.

Кроме того, недоработки в системе трансмиссии, которая очень часто подводила танкистов во время сражений, не позволяли эффективно использовать танк при отступлениях, и многие машины были буквально брошены на поле боя. Это, а также устройство люка, через который в случае пожара покинуть машину трем танкистам не было никакой возможности, и чрезвычайно узкий обзор поля боя были признаны основными недостатками танка.

Конструкторы танка, учитывая поступающие жалобы, работали над устранением его недостатков, и летом 1942 года увидел свет усовершенствованный вариант — КВ-1с, который, несмотря на все свои положительные качества, все же уже не мог считаться входящим в категорию тяжелых танков. А после того, как немецкая армия была оснащена мощнейшими Pz.VI («Тигр»), КВ безнадежно устарел и постепенно сошел со сцены военных действий, уступив место новым совершенным тяжелым танкам ИС. По иронии судьбы, последний бой с участием танка КВ-1 состоялся в 1944 году там же, где и началась его славная военная карьера — в Карелии.

К концу войны оставшиеся КВ использовались в качестве эвакуационных машин в подразделениях, оснащенных новыми ИС.

Магазин оптических приборов «Четыре глаза», здесь вы можете купить телескоп, микроскоп, бинокль или иной оптический прибор, а также найдете интересные идеи подарков:
Поделиться новостью:

Обязательно посмотрите и эти записи:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

О сайте:
Добро пожаловать на ресурс "Танки и бронетехника". На сайте мы постараемся проанализировать историю войн с применением военной техники. В проекте представлены модели танков и бронетехники разных времен и периодов.
Самое свежее в блоге:
 

Американская армия начала масштабную программу модернизации своей бронетехники. Вчера, 22 декабря, портал defensenews.com сообщил о том, что Минобороны США заказало...

 

Воздушно-десантные войска России в 2015 году планируют получить на вооружение первые беспилотные летательные аппараты ударного типа. Кроме того, в интересах ВДВ...

 

Два пуска межконтинентальных баллистических ракет «Булава» произведет Минобороны России в 2014 году, сообщил РИА Новости заместитель министра обороны Юрий...

Свежие комментарии
  • Дмитрий: Отличное исторический выпуск, хорошая подача и много информации. Буду ждать еще =)
  • Антон: Интересно как будут реализованы танки, как английские, так и немецкие. В конце видео был момент, когда за Марк...
  • Сергей: И да очень интересно и познавательно как будто на какой-то исторический канал зашёл
  • Дмитрий: Вот это я понимаю! Какой был человек! Просто легенда. Так самоотверженно отстаивать свое творение.
  • Антон: Очень интересное видео,по больше бы таких! Для меня например огромная новость узнать,что внедрить 34-у стоило...
Фотографии современных боевых танков России
Мы вконтакте

ИС-2 («Иосиф Сталин второй») самый грозный советский танк Великой Отечественной

Тяжёлый танк ИС-2 («Иосиф Сталин второй») имел наиболее мощное вооружение и бронирование среди всех советских танков, принявших участие в боях Великой Отечественной войны. По вооружению он превосходил любой вид танков Второй мировой войны, за исключением советского же КВ-2. ИС-2 стал одним из символов Победы.

Наверх