М3 («Stuart»)

Дата: 10 Март 2011 Рубрика: Самые известные модели танков Комментарии: Нет комментариев
«Яндекс.Такси» запустит сервис грузоперевозок
Новый сервис предоставит возможность заказать грузоперевозки по двум тарифам. Также можно будет использовать услугу грузчика. Первый тариф позволяет заказать легковой автомобиль (Citroen Berlingo и Lada Largus) с грузовым отсеком с общей грузоподъемностью не более 1 тонны. Во втором тарифе представлены малотоннажные фургоны с грузоподъемностью до 3,5 тонн, например, Citroen Jumper и «ГАЗель NEXT». Автомобили будут не старше 2008 года, сообщает «Коммерсантъ».
Также клиенты смогут заказать транспорт с грузчиками, но если водитель работает в одиночку, он не будет получать такие заказы. «Яндекс.Такси» обещает «специальные бонусы для некоторых партнеров и водителей», подключившихся к новому тарифу.


Американский легкий танк (в его официальном названии Light tank M3 четко указывается классификация — Light) М3 получил свою известность под наименованием «Stuart», полученным им в войсках Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Дж. Ю. Б. Стюарта. В списке самых известных танков М3 «Стюарт» занимает достойное место самого многочисленного легкого танка мира.

Гражданская война в Испании показала, что с развитием стрелкового оружия легкобронированная техника стала своеобразным «слабым звеном» всей цепи вооружения. Американский легкий танк М2 с толщиной брони лишь 15,2 мм мог быть подбит не только специализированными противотанковыми средствами, но даже самым обычным пехотным вооружением: крупнокалиберные пулеметы с легкостью поражали эти танки с весьма значительного расстояния. Кроме того, вооружение М2 уже давно нельзя было назвать мощным. В связи с этим в 1938 году было принято решение о создании новой качественной машины.

Среди прочих предложений выделялся проект майора Д. К. Кристмэса, который предложил снабдить танк М2 двухместной башней, оснащенной 37-мм пушкой М3А1 и спаренным с ней пулеметом, а также существенно утолщить бронирование. Эта модификация получила название М2А4 и стала базой для дальнейшего создания танка М3 «Стюарт».

С течением времени эксперты пришли к выводу о необходимости переработки уже устаревшей ходовой части танка М2А4, и в июле 1940 года увидел свет новый легкий танк М3, который, помимо усиленного бронирования и переработанной подвески, получил клепаные корпус и башню. Однако клепаный корпус продемонстрировал очень опасное свойство — отскакивающие внутрь танка при попадании снаряда заклепки могли серьезно травмировать экипаж, в связи с чем М3 стали выпускаться с полностью сварными корпусами, признанными более безопасными.

Новый танк был скомпонован таким образом, что двигатель располагался в кормовой, а агрегаты трансмиссии в передней части танка. Большое внимание было уделено усилению броневой защиты машины, особенно ее лобовой части, в результате чего снарядостойкость танка была существенно повышена. Экипаж бронемашины составляли четыре человека — механик-водитель и стрелок, размещенные в отделении управления, и заряжающий с командиром, располагающиеся в башне танка. Основное вооружение состояло из 37-мм пушки М6, пяти пулеметов «Браунинг», а также пистолетов-пулеметов Томпсона для самообороны танкистов.


Первое испытание американских танков М3 на поле боя состоялось в Великобритании, где они и получили свое второе название «Стюарт». Английские танкисты, с одной стороны, отмечали высокую надежность танка, хорошее вооружение, но, с другой стороны, сетовали на тесноту боевого отделения, несовершенные смотровые приборы и чрезвычайно малый запас хода. Первое сражение с участием «Стюартов», которое закончилось весьма плачевно для английских танков, состоялось в ноябре 1941 года.

Причиной неудач было не только превосходство немецких частей в тактике танкового боя, но и применение быстроходных разведывательных машин М3 не в свойственной им роли. Через некоторое время стало очевидно, что «Стюарты» не могут полноценно противостоять средним немецким танкам PzKpfw III и PzKpfw IY, в связи с чем М3 окончательно были переведены в разведку или в специализированные части, где они переделывались в командирские машины, безбашенные бронетранспортеры и другую вспомогательную технику. Тем не менее, «Стюарты» широко использовались в Европе в ходе Итальянской военной кампании для поддержки пехоты, а также при высадке в Нормандии для преследования отступающего противника.

Танковые батальоны, вооруженные М3, принимали участие во Второй мировой войне на Тихом океане (Филиппины, Бирма, Новая Гвинея и пр.). Превосходные боевые качества американских бронемашин не смогли спасти их от поражения, нанесенного им японскими танковыми войсками, так как тонкая броня делала «Стюарты» очень уязвимыми для противотанкового оружия японцев.

Несмотря на то, что «Стюарты» очень активно применялись практически на всем протяжении Восточного фронта (к слову, они были первыми советскими танками, вступившими в бой с немецкими бронемашинами в битве на Курской дуге), танкисты не жаловали эти машины за крупногабаритность, сложность в эксплуатации, слабое бронирование и вооружение. К 1943 году М3 повсеместно были заменены на более мощные танки.

С окончанием Второй мировой войны закончилось и время славы «Стюартов». США и Великобритания сняли эти танки с вооружения, однако еще долго они использовались в боевых действиях в других странах в ходе Индокитайской войны, Гражданской войны в Китае, Первой и Второй индо-пакистанской войны, а также Колониальной войны Португалии в Анголе и т.д.

За все время своего существования легкий танк М3 «Стюарт» претерпел немало изменений. Конструкторы, следя за его действиями на поле боя, вносили коррективы и дополнения, которые призваны были усовершенствовать конструкцию и вооружение бронированной машины.

Поделиться новостью:


Обязательно посмотрите и эти записи:


Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

О сайте:
Добро пожаловать на ресурс "Танки и бронетехника". На сайте мы постараемся проанализировать историю войн с применением военной техники. В проекте представлены модели танков и бронетехники разных времен и периодов.
Наверх