Пулеметный автомобиль «Панар-Левассор» модель 1904 года

Французская автомобильная фирма «Панар-Левассор«, которую основали в 1887 году инженеры Луи-Ренэ Панар (Louis-Rene Panhard) и Эмиль Левассор (Emile Levassor), за долгие годы своей работы превратилась из известнейшего создателя гражданских самодвижущихся бензиновых экипажей в крупнейшего производителя бронированной колесной техники.

Фирме принадлежит первенство и в военной области: первым в мире армейским автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается легковой «Панар-Левассор» с кузовом «тонно». В 1897 году машина участвовала в юго-западных маневрах во Франции в составе 70-й пехотной бригады. А вот историю пулеметного автомобиля Panhard et Levassor (Panhard-Zhanti) начал капитан Жанти.

Капитан Жанти интересовался всеми техническими новинками и был известен своими опытами по использованию велосипеда для военных целей, кстати, ему же принадлежит конструкция первого складного велосипеда. Именно Жанти первым во Франции разработал легкую подвижную машину со вспомогательным вооружением для самозащиты при выполнении разведывательных функций.

Жанти, увлекавшийся автомобильной техникой, участвовал в автогонках, приобретя известность. А в 1900 году он входил в состав военной комиссии по изучению автомобилей, представленных армии с целью последующего приобретения. Справочно: в 1900 году различные фирмы-производители предложили девять автомобилей, предназначавшихся только для военных целей. Одной их этих машин был автобус фирмы «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor) для перевозки личного состава. Военное министерство приобрело автобус «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor), который в 1900 году вместе с двумя реквизированными грузовиками эксплуатировался на маневрах в районе Бос, где в общей сложности принимали участие восемь грузовиков различных марок.

Через год Жанти пригласили читать курс по автомобильной технике в высшей военной школе. Затем в Венсенне была сформирована рота автомехаников, которой Жанти командовал с июля 1901 года. Занимаясь обслуживанием и ремонтом техники вместе с подчиненными, у него возникла идея вооружить пулеметом обычную штабную машину, создать полноценную боевую машину и разработать тактику ее использования.

Для опытов и испытаний капитану выдали Panhard-Levassor 24CV 1904 года выпуска. Двигатель машины был достаточно мощным, скорость на дороге составляла около 70 км/ч, запас хода — 250 км. Автомобилю был не страшен рельеф местности, поскольку у нее был большой дорожный просвет, а жесткая усиленная деревянная рама обеспечивала одновременно и прочность, и гибкость.

В боевом отделении для установки 8-мм пулемета «Клеман-Байяр» модель 2 и механизмов наведения Жанти разместил два шкворня: один спереди, второй сзади. Во время ведения огня вперед пулеметчик находился на заднем сиденье, а при стрельбе назад — на круглом сиденье за водителем. В ковшеобразном сиденье, слева от пулеметчика, находился второй номер расчета, сиденье которого могло поворачиваться в любое положение. Боекомплект пулемета включал 2160 патронов, они находились в девяти патронных коробках. Тренога для использования пулемета вне машины и подзорная труба для наблюдения за местностью также входили в состав штатного снаряжения.

Машина Жанти эксплуатировалась на военных учениях в 1906 и 1907 годах; ее использование завершилось несомненным успехом.

Командир Оранской дивизии генерал Лиотей, когда ситуация в Марокко значительно ухудшилась, попросил у военного министерства бронеавтомобиль. Он преследовал две цели:

— Обеспечить патрулирование театра военных действий.
— Произвести психологический эффект на местные арабские племена.

Капитан Жанти и Panhard-Levassor отправился к генералу 7 декабря 1907 года, прибыв 18 декабря. А общий пробег машины на 04.02.1908 года составил 4000 км (с начала службы в Марокко). Машина имела успех и командование французских войск в Марокко запросило еще две единицы. Артиллерийское управление выдало заказ фирме «Панар-Левассор», но контрольный орган административно-хозяйственной службы не утвердил заказ без объявления тендера.

Поэтому потребовалось разработать технические условия на заказываемую технику и провести консультации со всеми производителями. Капитан Жанти находился в Марокко и не участвовал в этой работе. Тендер выиграла фирма «Клеман-Байяр» (Clément-Bayard). Формальности заняли много времени, а после приемки готовых автомобилей стало очевидно, что шасси «Клеман-Байяр» не соответствуют требованиям: более длинные и тяжелые, машины имели меньший дорожный просвет и с трудом преодолевали неровности дороги. Кроме того, система охлаждения двигателя тоже была не на самом лучшем уровне.

В итоге во Францию вызвали капитана Жанти, но 14.06.1908 года произошел несчастный случай — Жанти повредил позвоночник и почти утратил возможность ходить и говорить. Он долго лечился, затем был отправлен в отпуск, а потом на пенсию.

Две машины Clément-Bayard все-таки направили в Марокко, а поврежденный в аварии «Панар» капитана Жанти доставили во Францию, восстановили и в марте 1909 года снова отправили в Марокко. Командование армейской группировки в Марокко настойчиво просило новые машины, и в июне 1909 года руководство военного ведомства заказало две новые машины, аналогичные модели капитана Жанти. Для чего разработали новые технические условия, на этот раз самим Жанти, несмотря на состояние здоровья.

Вновь последовала задержка из-за технических условий, которые пришлось пересмотреть. Фирма «Клеман-Байяр» с учетом опыта предыдущих ошибок, построила две машины, которые были более приспособлены для выполнения задач. В июне 1910 года их направили в Северную Африку. От командования французских войск поступил заказ еще на три пулеметные машины, когда обстановка в Марокко стала ухудшаться. 25.04.1911 года военный министр санкционировал покупку и потребовал, чтобы заказ на постройку в кратчайшие сроки машин, аналогичных автомобилю капитана Жанти, был передан фирме «Панар-Левассор». Несмотря на то, что модель 1904 года была уже снята с производства, заказ был выполнен и 18 мая 1911 года первый «Панар-Левассор» прибыл в Венсеннские автомастерские для оборудования пулеметными установками, а уже 19 мая отправился в Оран, куда через некоторое время последовали еще 2 машины.

В 1914 году Panhard & Levassor 24CV был вновь использован в качестве базы для постройки импровизированного бронеавтомобиля. Кузов открытой четырехместной машины обшили листами стали, а за передними сиденьями на шкворневой установке смонтировали 8-мм пулемет «Гочкис».

Военная техника:
Поделиться новостью:

Обязательно посмотрите и эти записи:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

О сайте:
Добро пожаловать на ресурс "Танки и бронетехника". На сайте мы постараемся проанализировать историю войн с применением военной техники. В проекте представлены модели танков и бронетехники разных времен и периодов.
Самое свежее в блоге:
 

Американская армия начала масштабную программу модернизации своей бронетехники. Вчера, 22 декабря, портал defensenews.com сообщил о том, что Минобороны США заказало...

 

Воздушно-десантные войска России в 2015 году планируют получить на вооружение первые беспилотные летательные аппараты ударного типа. Кроме того, в интересах ВДВ...

 

Два пуска межконтинентальных баллистических ракет «Булава» произведет Минобороны России в 2014 году, сообщил РИА Новости заместитель министра обороны Юрий...

Свежие комментарии
  • Алексей Самойлов: По поводу: легковесные бронированные машины, да там броня не ахти, это точно
  • Гриша: да уж… про — смогла урегулировать конфликтную ситуацию! это только у нас такое могло случиться
  • Петр Иванов: В армейке видал тот что на картинке, смотрится внушительно, жаль пострелять не дали 🙂
  • Никита: Все таки по мне так больше нравиться — Абрамс американский танк, ну и Леопард-2 тоже пойдет
  • Антон: да уж (фантастические размеры) это точно, просто нереально себе представить
Статистика

Наверх