Принципы классификации
Во все времена танки классифицировались по разным принципам. На особенности той или иной классификации накладывал отпечаток научно-технический прогресс, а также существующий политический режим. Именно он в качестве самого главного условия выбирал маневренность, систему вооружения или защитную броню танков.
До начала Великой Отечественно войны, прежде всего, учитывался вес танков, а также их предназначение. В Советском Союзе, соответственно их боевой массе, все танки делились на малые, легкие средние и тяжелые. Танки, основной функцией которых было непосредственное ведение боя, назывались линейными. Машины, использовавшиеся в каких-то иных целях, относились к классу специальных.
Классификация танков по их боевой массе появилась достаточно давно, практически в одно время с самим танком. В этот период танки практически не отличались по скорости передвижения, и оснащались одинаковой броней. Различалось по калибру только боевое оружие, от которого зависел вес, а также размер танков.
Однако со временем масса перестает быть надежным показателем, характеризующим танк. Причина в совершенствовании системы защиты: более надежная броня имеет большую массу. Поэтому, два танка с совершенно одинаковым весом могут иметь разную систему защиты и разное вооружение.
Другие страны, помимо боевой массы, учитывали особенности стратегического использования танков. Изначально, в немецкой, а также английской и американской классификациях во внимание принимался калибр боевого оружия. Танки делились на машины с легкими пушками (с калибром 20-50 мм), машины с тяжелыми пушками (с калибром от 75 мм) и пулеметами.
Но эта классификация была слишком «однобокой» — ведь учитывался только один показатель, вооружение танка. Но оставалась еще система защиты, а также подвижность бронированной машины.
И в 1937 году был предложен новый принцип классификации танков: разделение на пехотные, крейсерские и разведывательные типы. Здесь уже учитывалось сразу несколько показателей. Решающую роль играла функция танка, которая влияла и на его маневренность, и на систему защиты. Так, крейсерские танки были самыми подвижными. А вот «козырем» пехотных танков была надежная броня.
Разговаривая о принципах классификации, нельзя не упомянуть об особенностях конструкции танков. Они могут иметь разную ходовую часть: колеса, гусеничную ленту или их сочетание. Кроме того, у танков может отсутствовать башня, а может быть одна или сразу несколько башен. Соответственно, все танки можно разделить на безбашенные, однобашенные и многобашенные.
В настоящее время, все модели танков можно разделить на два общих типа: основные и специальные. Основной танк участвует непосредственно в боевых действиях. Специальный танк может выполнять другие, иногда самые неожиданные, функции.

Обязательно посмотрите и эти записи:
Перепечатка любых материалов сайта без активной ссылки запрещена!