Танкетка
Танкеткой называют танк легкого типа, имеющий гусеничную ходовую часть, с пулеметным вооружением. Он рассчитан на одно- или двухместный экипаж. Максимальный вес танкетки не превышает 4 т. Пик популярности танков данного типа пришелся на 20-е годы прошлого столетия.
Разработками танкеток в Советском Союзе начали увлекаться еще в 1919 году. В это же время проводилось обсуждение проекта Максимова — «вездеходного бронированного пулемёта».
И вниманию экспертов было представлено два проекта, которые, кстати, к серийному производству допущены не были. Один из них представлял одноместную танкетку, весившую «всего лишь» 2,6 т.
В качестве оружия на танке такого типа использовался пулемет. Мощность мотора, установленного на эту танкетку, составляла всего лишь 40 л/с. Толщина брони у этой машины была около 1 см. Легкий танк мог развивать скорость до 17 км/ч.
Вторая экспериментальная танкетка получила своеобразное прозвище — «щитоноска». Ее отличительная особенность заключалась в том, что человек, управлявший танком, должен был принимать полулежачее положение. Оно позволило бы сделать танк более компактным и легким — вес такого танка был бы чуть больше 2 т. Однако оба эти проекта дальнейшего развития не получили.
«Поклонником» сверхлегких танкеток можно назвать М. Н. Тухачевского, в 1931 году принятого на должность начальника вооружения Красной Армии. В 1930 году выходит фильм «Танкетка», автором сценария стал сам Тухачевский. Танкетки входили в план вооружения военных сил страны, и к 1930 году собирался целый «танкеточный» батальон. Он состоял из 69 сверхлегких танков.
Интересно узнать! В начале 20-х годов танкетки назывались по-другому. В терминологии той эпохи они числились как «пулеметки сопровождения»!
В 1928 году был одобрен проект танкетки Т-17. В процессе создания использовались составные части экспериментальной танковой машины Т-16 — в частности, в трансмиссии и ходовой части. За образец принимался также двигатель от танка Т-17. Броневую обшивку взяли от танка «Лилипут», испытания которого завершились не слишком удачно в 1926 году.
Танкетка Т-17 весила еще меньше своих «предков» — 1,95 т. Толщина ее брони достигала 16 мм. Мотор развивал мощность в 18 л/с. А передвигаться бронированная машина могла с максимальной скоростью 17 км/ч. Т-17 был вооружен пулеметом конструкции Федорова, калибром 6,5 мм.
Согласно проекту, было изготовлено два танка. Их испытания прошли в 1930 году. Однако результаты эксперимента оказались не слишком удачными. Главная причина заключалась в том, что в танке мог уместиться только один человек. Он не смог бы справиться со всеми задачами одновременно.
С этого момента можно говорить о так называемом «периоде неудач» — был отклонено большое количество проектов. Причем, причины были разными. Некоторые модели слишком медленно передвигались, строительство других было слишком дорогим.
В августе 1929 года был объявлен конкурс на создание танкетки, вес которой не превышал бы 3,5 т, а мощность мотора была бы не ниже 40-60 л/с. У этой машины должна была быть двойная ходовая часть: гусеничная и колесная. Причем, колеса развивали бы скорость не ниже 60 км/ч, а гусеничная лента — 40 км/ч.
Победил проект танка, конструкция которого была очень схожа с конструкцией «Кристи» — представляла ее уменьшенную копию. Танк данного образца мог также передвигаться по водной поверхности. Однако разработчики встретили на своем пути слишком много препятствий и материальных трудностей, и в 1932 году процесс создания гусенично-колесной танкетки был приостановлен.
Советские конструкторы заимствовали положительный опыт иностранных исследователей. Так, в 1930 году делегация во главе с Халепским и Гинзбургом нанесла визит своим английским коллегам.
Интересно узнать! В Англии танкетки не отличались особой популярностью. В основном, они перевозили пулеметы или использовались во время буксировки. Дальнейшее развитие танкетки получили в других государствах, в свое время позаботившихся о покупке разрешения на их производство.
Делегацию ознакомили с образцом танкетки Carden-Loyd Mk.IV. На тот момент, это была самая совершенная машина данного типа. Танкетки поставлялись в 16 стран мира! Комиссия заинтересовалась бронированной машиной, и было решено закупить двадцать единиц техники. Образцы были продемонстрированы экспертам Советского Союза (включая Тухачевского), и были допущены к серийному производству. И за два года (с 1931 по 1933 годы) было выпущено около трехсот единиц танковой техники.
Английская модель через некоторое время была усовершенствована. Так, появилась танкетка ТКS, отличающаяся более плотной броней и более разумным ее использованием. Пулеметное оружие встраивалось в специальную шаровую установку. Была усилена конструкция подвески. Стала шире гусеничная лента. Что-то изменилось и во внутреннем оборудовании: увеличилась мощность мотора, был поставлен перископ Гундляха (устройство для наблюдения) и оптический прицел.
Танкетки имеют один существенный недостаток: слишком слабое вооружение. Они практически бессильны перед противником в открытом бою. И, постепенно, от производства танкеток начали отказываться.
Тем не менее, танкетки активно использовались в качестве сопроводительных машин TKS. Они подтолкнули конструкторов к идее создания плавающих танков, малых танков или бронетранспортеров.
Интересно узнать! На начальном этапе Второй мировой войны танкетки ТКS были основным орудием польских войск. Они не один раз участвовали в ответных наступлениях.
Больший успех имели танкетки, предназначенные для экипажа в составе двух человек. Но были и одноместные машины. Как правило, у танкеток башен либо нет совсем, либо они оборудованы башнями упрощенной конструкции, которые вращаются вручную. Еще одной отличительной чертой танкетки как подтипа является оружие. Самое распространенное оружие — пулемет (иногда два пулемета). Реже танкетки снабжаются гранатометом или пушкой.

Обязательно посмотрите и эти записи:
Перепечатка любых материалов сайта без активной ссылки запрещена!