Гусеницы или колеса?
…Таким образом, танк проявил себя с самой лучшей стороны. Изначально, система бронирования, единицы вооружения, способность преодолевать любые препятствия вполне соответствовали требованиям эпохи. Неудобства доставлял лишь один недостаток танков: слишком низкая скорость движения.
Но проблема передвижения заключалась не только в «медленном» ходе танков. Ведь танки — очень массивные единицы. Страшно представить, какой становилась дорога после того, как через нее прошло несколько десятков бронированных машин, вес которых исчислялся тоннами… Ситуация усугублялась еще и наличием устрашающего шума. Мирным людям, живущим неподалеку от шоссе, оставалось только сочувствовать.
Чтобы обеспечить меньший расход топлива, а также сохранность материальной части, танки к месту сражений привозили в кузове грузовых машин или в прицепах. Конечно, перевозились только легкие танки. Но и в этом случае, перевозка была очень хлопотным и делом, для которого нужны были технические и человеческие ресурсы.
Поэтому, танк попробовали оборудовать колесами, предназначенными для автомобилей. Суть замысла была в том, что на поле боя танк двигался бы с помощью гусениц, а по шоссе он мирно передвигался бы, как самый обычный автомобиль. Заманчивость этой идее придавал еще тот факт, что колесные машины двигаются быстрее и потребляют намного меньше топлива. Разработки в этой области танкостроения проводились практически в течение двадцати лет.
Интересно узнать! Парадоксально, но факт: передовой на тот момент идеей увлеклись, в первую очередь, страны, не отличающиеся мощным вооружением и развитой экономикой. Разработки проводились в Австрии, Польше и Венгрии.
Интересно узнать! Проект колесно-гусеничного танка был представлен еще в 1911 году. Его автором стал поручик, служивший в одном из австрийско-венгерских подразделений — Гюнтер Бурштын. Помимо гусениц, он предложил поставить танк еще и на подъемные колеса. Причем, ведущими колесами были именно задние. Однако в финансировании проекта было отказано. Так, Австро-Венгрия упустила уникальный шанс обзавестись танками первой.
Первыми, кто заинтересовался танками с двойной системой ходовой части, стали французские изобретатели. В 1921, 1924, 1926 и 1928 годах выходят серии малых танков, выпускаемые на предприятиях «Сен-Шамон».
В процессе конструирования появлялись новые проблемы. Например, каким образом можно было переходить на активный или пассивный режим колес или гусениц, как контролировать ход ведомых передних колес и т.д.
В первых танках с двойной ходовой частью колеса вращались на специальных кронштейнах (угол поворота достигал 180?) и закреплялись над гусеничной лентой. Причем, процесс перехода от режима к другому занимал 10 минут. Чтобы перейти на гусеничный режим, танк наезжал на пластины из дерева передней, а потом и задней частью. Это было не слишком удобно.
Еще один недостаток расположения: колеса крепились в передней и задней части танка. Шире от этого танк не становился, однако колеса затрудняли обзор и существенно сужали угол обстрела. Проблема видимости была решена после того, как в Чехословакии предложили фиксировать колеса с боков.
Вес танка производства «Сен-Шемон» (М21) достигал 3,5 т. Если танк двигался с помощью гусеничной ленты, скорость хода не превышала 6 км/ч. Тогда как колеса могли развивать скорость до 28 км/ч. Экипаж машины состоял из двух человек.
Постепенно, гусенично-колесной ходовой частью оборудуются танки Чехословакии, США, Англии. Предпринимаются попытки вместо деревянных подставок перейти к смене режима с помощью моторной силы.
В 1927 году создается танк «Виккерс-Вулсли», у которого после поднятия колес сразу опускались на землю гусеницы. Эта операция осуществлялась с помощью двух червячных передач, которые двигала сила мотора. В зависимости от того, поднимался или опускался гусеничный движитель, режим движения заменялся на колесный или гусеничный.
Наиболее эффективной конструкцией оказалась танковая машина, разработками которой занималась шведская фирма «Ландсверк» — La-30. Процесс смены режима занимал уже не более 20 секунд, причем можно было это сделать в движении. Двойной привод, а также наличие двух мест для водителей позволяли двигаться вперед или назад, без разворота.
Постепенно увеличивается скорость хода танка, и в колесном, и в гусеничном режиме. Однако наличие недоработок в конструкции не позволяет перейти от экспериментального производства к серийному. Слишком сложной, и, в то же время, хрупкой, оказалась двойная ходовая часть. Это стало главной причиной, что за таким танком было трудно ухаживать и сложно его ремонтировать. Вот почему, объект внимания исследователей меняется: проводятся разработки по усовершенствованию конструкции, а также повышению скорости хода гусеничной ленты.

Обязательно посмотрите и эти записи:
Перепечатка любых материалов сайта без активной ссылки запрещена!